Жерико


Жерико
, Теодор (Gericault, Theodore) 1791, Руан — 1824, Париж. Французский живописец, график, скульптор. Основоположник романтизма. Происходил из состоятельной, культурной семьи, учился в Императорском лицее в Париже (1806—1808), рано пристрастился к рисованию. Другой страстью Жерико были лошади, он не только во множестве писал и рисовал их, но и был превосходным наездником. Это увлечение сыграло роковую роль в жизни художника — он погиб в возрасте 32 лет после падения с лошади. Вопреки желанию отца (матери он лишился в 10-летнем возрасте) Жерико начинает брать уроки живописи у К. Верне, виртуозно писавшего лошадей, затем у П. Н. Герена. Необычайно одаренный, Жерико быстро опережает других учеников. Сохранились великолепные рисунки с натуры, свидетельствующие не только о знании анатомии и крепкой руке, но и о даре воображения, преображающем учебную штудию в образ, фигуру натурщика в трагический персонаж. Жерико выбирает необычный ракурс, вносящий драматизм и движение в изображение модели, усиливает контрасты света и тени, подчеркивает детали во имя выразительности целого (Натурщик, ок. 1810—1811, Париж, частное собрание; Натурщик, 1810-е, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Много рисует животных, но самое прекрасное на свете существо для него — лошадь; остались сотни как беглых набросков, так и тщательных штудий (Крупы, ок. 1813, Париж, частное собрание). Итогом упорного труда явилась скульптурная Анатомическая лошадь. Жерико копирует в Лувре старых мастеров, восхищается Рубенсом, из современников — темпераментным Гро, увековечившим наполеоновскую эпопею, блистательные победы французских армий. Вслед за Гро Жерико увлекают не герои древности, а современная жизнь, исполненная тревог, грандиозных сражений, драматических событий. Мчащийся на великолепном скакуне Офицер конных егерей во время атаки (1812, Париж, Лувр) воплощает то романтическое чувство "упоения в бою и мрачной бездны на краю", которое воодушевляло юношей Европы на заре нового века. Нарядный всадник, в золотых позументах мундир, сверкающая сабля, пятнистая шкура рыси, покрывающая седло, — война представляется молодому художнику праздником. Динамика и патетика, отличающие картину, станут характерными для художественного языка романтиков, которые воспринимают мир в движении и изменчивости, все средства выразительности используются для воплощения этого представления. В отличие от "барельефного" построения композиции классицистов Жерико "атакует" пространственную плоскость холста, направляя движение всадника в глубину, смело использует цветовые и световые эффекты: то тут, то там, словно языки пламени, вспыхивают удары киновари, контрастируя с багровыми тонами фона. Линии рисунка экспрессивны, ритмы стремительны — скульптурная трактовка формы, присущая классицизму, уступает место живописной. Картина была отмечена золотой медалью. Раненый кирасир (1814, Париж, Лувр), написанный в год национальной катастрофы, пронизан ощущением тревоги и мрачных предчувствий. Большую роль играет пейзаж с холодным вечереющим небом, низкими тучами, отчужденно-враждебный человеку. Мастеру удалось передать эмоциональную атмосферу, настроение своих соотечественников после разгрома Наполеона в России; война воспринимается художником уже в своем истинном, трагическом свете. В течение года (1816—1817) Жерико путешествует по Италии. Творчество мастеров Возрождения, искусство монументальных форм, великих мыслей и чувств воодушевляли художника. Он задумывает большое полотно Бег свободных лошадей в Риме (1817, Париж, Лувр), тема которого — красота противоборства человека и могучего вольного коня. Однако главной картиной, делом жизни стал Плот "Медузы" (1819, Париж, Лувр). Гибель фрегата "Медуза" в 1816 по вине бездарного капитана, назначенного по протекции, вызвала возмущение в стране. Из 149 человек, спасавшихся после крушения на плоту, выжили лишь 11, остальные погибли от жажды, голода и ужаса (их подобрали лишь через две недели). В 1817 двое из спасшихся (Корреар и Савиньи) опубликовали книгу о крушении "Медузы". В процессе работы Жерико стремился быть документально точным: он разыскивает очевидцев события, находит плотника, строившего плот, и заказывает ему точную копию, делает в морге зарисовки трупов, не боясь ввести в свое полотно изображение "безобразного". Отказ от строгой нормативности, присущей классицизму, эстетизация дисгармоничного, ущербного, интерес к впечатляющему сюжету станут характерной приметой романтизма. Художник выбирает кульминационный момент драмы: оставшиеся в живых замечают мелькнувший на горизонте парус, на их лицах надежда — заметят ли? Композиция подчеркивает отчаянный порыв: гигантская картина (ок. 37 м2), всю поверхность которой занимает огромный плот, как бы захватывает, втягивает зрителя в свое пространство. Край плота срезан рамой — все средства нацелены на то, чтобы зритель почувствовал себя участником происходящего. Конкретные события Жерико трактует как эпическую трагедию, раскрывающую силу человеческого духа, противостоящего судьбе и стихии. Термин "романтизм" применительно к живописи был впервые употреблен в связи с Плотом "Медузы" (в некрологе Жерико в 1824). Картина привлекла всеобщее внимание, но не была приобретена государством (как и прочие произведения мастера). Жерико показывает Плот "Медузы" в Лондоне (1820), где картина пользуется успехом. В Англии художник работает над серией литографий — У ворот Адельфинской верфи в Лондоне, Нищий, умирающий у дверей булочной (все — 1821) и др. Жерико — прекрасный портретист, автор Портрета молодого Делакруа (1819, Руан, Музей изящных искусств), а также ряда портретов сумасшедших, поражающих глубиной проникновения в психику человека, необыкновенной чуткостью к чужой душе: Сумасшедший (1819—1820, Винтертур, собрание О. Рейнхарт); Сумасшедшая (1819—1820, Лион, Музей изящных искусств). К последним годам относятся стремительные Скачки в Эпсоме (1821, Париж, Лувр), Печь для обжига извести (1821—1822, Париж, Лувр). Жизнь Жерико трагически оборвалась на самом взлете, однако его роль в утверждении нового направления живописи, становлении романтизма велика и неоспорима.
Лит.: Терновец Б. Теодор Жерико. 1791—1824. М.; Л., 1940; Жерико о себе и современники о нем. М., 1962; Прокофьев В. Н. Жерико. М., 1963; Турчин В. С. Теодор Жерико. М., 1982; Thuillier J., Grunchec P. Tout L’?uvre peint de Gericault. Paris, 1978.
В. Стародубова

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.

Смотреть что такое "Жерико" в других словарях:

  • Жерико — (ge ricault) Теодор (1791, Руан – 1824, Париж), французский живописец и график; родоначальник романтизма. Учился у К. Верне (1808 10) и П. Герена (1810 11), испытал влияние художника баталиста А. Гро. Герои ранних произведений, посвящённых… …   Художественная энциклопедия

  • Жерико — Жерико: Жерико  муниципалитет в Бразилии, входит в штат Параиба. Жерико, Жан Луи Андре Теодор  французский живописец …   Википедия

  • ЖЕРИКО — (Gericault) Теодор (1791 1824), французский живописец и график. Основоположник романтизма во французской живописи. Драматически напряженные, экспрессивные произведения на актуальные темы ( Плот Медузы , 1818 19, посвящены гибели фрегата Медуза ) …   Современная энциклопедия

  • Жерико — (Жан Луи Андрё Теодор Gericault, 1791 1824) знаменитыйфранц. живописец, ученик в течение недолгого времени Ш. Берне, а потомП. Герена, который огорчался его приемом передавать природу несогласно спринципами школы Давида и пристрастием к Рубенсу,… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Жерико — (Géricault)         Теодор (26.9.1791, Руан, 26.1.1824, Париж), французский живописец и график. Учился у К. Берне (1808 10) и П. Герена (1810 11), испытал влияние А. Гро. Сохранив от Классицизма тяготение к обобщённо героизированным образам, Ж.… …   Большая советская энциклопедия

  • Жерико — (Жан Луи Андре Теодор Géricault, 1791 1824) знаменитый французский живописец; ученик в течение недолгого времени Ш. Верне, а потом П. Герена, который огорчался его приемом передавать природу несогласно с принципами школы Давида (см.) и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Жерико Т. — ЖЕРИКÓ (Géricault) Теодор (1791–1824), живописец и график, основоположник романтизма во франц. живописи. Ж. первым выразил свойственное романтикам острое чувство конфликтности мира ( Плот Медузы , 1818–19), представление о художнике как …   Биографический словарь

  • Жерико Теодор —         (Gericault) (1791 1824), французский живописец и график. Учился у К. Верне (1808 10) и П. Герена (1810 11), испытал влияние А. Гро. Посетил Италию (1816 17), Великобританию (1820 22), Бельгию (1820). Работал в Париже. Сохранив… …   Художественная энциклопедия

  • Жерико Теодор — (Géricault) (1791 1824), живописец и график, основоположник романтизма во французской живописи. Жерико первым выразил свойственное романтикам острое чувство конфликтности мира («Плот Медузы», 1818 19), представление о художнике как о свободной и… …   Энциклопедический словарь

  • Жерико Теодор — Жерико (Géricault) Теодор (26.9.1791, Руан, 26.1.1824, Париж), французский живописец и график. Учился у К. Берне (1808 10) и П. Герена (1810 11), испытал влияние А. Гро. Сохранив от классицизма тяготение к обобщённо героизированным образам, Ж.… …   Большая советская энциклопедия

Книги

  • Жерико, В. Н. Прокофьев. Теодор Жерико — крупный французский художник XIX века, автор известной картины "Плот Медузы" . С его именем связаны первые блестящие успехи романтического направления во французской живописи.… Подробнее  Купить за 660 руб
  • Теодор Жерико, В. С. Турчин. Монография посвящена творчеству выдающегося художника начала XIX века, одного из зачинателей течения романтизма во французской живописи, автора новаторских для своего времени картин "Плот… Подробнее  Купить за 360 руб
  • Жерико о себе и современники о нем, . Термин "романтизм" был впервые употреблен применительно к живописи в связи с именем Теодора Жерико. И вряд ли будет преувеличением назвать его основоположником этого могучего движения,… Подробнее  Купить за 310 руб
Другие книги по запросу «Жерико» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.